Заповеди процесса макетирования и допечатной подготовки

Десять заповедей процесса макетирования и допечатной подготовки

Через техотделы нашей компании за месяц проходят сотни макетов полиграфической продукции. Мы проверяем их на наличие ошибок, способных либо коренным образом повлиять на качественные характеристики конечной продукции, либо вообще препятствующих возможности такую продукцию изготовить. Нисколько не преувеличим, ели на основании накопленной статистики скажем, что более 70% всех макетов содержат в себе одни и те же повторяющиеся ошибки. Они случаются из месяца в месяц, из года в год и эта аномалия не является специфической особенностью лишь нашей типографии (судя по общению с коллегами-полиграфистами). И это всё при том, что четко сформулированные требования к файлам существуют в любой типографии, а у нас они даже являются неизменным Приложением к договору на печать.
 

1. Форматы продукции

Заповедь: Размер корректней задавать форматом листа в программе, в которой вы макетируете. Макеты для лица и оборота корректней создавать в отдельных файлах. 
Если вы макетируете в программах векторной графики, которые позволяют оперировать страницами-«закладками» (например, CorelDraw), то, как минимум, разнесите лицо и оборот на разные страницы и проименуйте их. 

 

2. Макетирование многостраничных изданий 

Заповедь: Технологичней и грамотней всё многостраничное макетировать (собирать) в программах верстки (например, Adobe InDesign), поскольку в этом случае вы одновременно можете видеть визуальные развороты, а с другой стороны сможете без проблем записать постраничные eps- или pdf-файлы, из которых в типографии потом будут делать электронный спуск полос. 
Если же вы решили макетировать нечто многостраничное визуальными разворотами не в программе верстки, а в векторном редакторе (CorelDraw), то вы обрекаете в дальнейшем или себя (бесплатно) или типографию (уже за деньги) на то, чтобы разделить и разнести ваш макет на отдельные страницы. Мы даже уже не говорим о том, что технологические возможности и удобства при верстке всего многостраничного у верстального пакета по сравнению с пакетом векторным — несоизмеримы. 
Правилом хорошего тона и требованием издательских стандартов является расстановка нумерации страниц в многостраничных изданиях. Поверьте — при листоподборке и брошюровке работники цеха постпечати будут гораздо более застрахованы от ошибок, если они станут ориентироваться на колонцифры страниц, а не на черно-белые принтерные распечатки лишь, которые такой нумерации не содержат. 
 

3. Вылеты под обрез

Заповедь: Вылеты (припуски к обрезному формату) обязательны в том случае, когда часть изображения в издании уходит под самый обрез — то есть когда линия реза проходит по фотографии или ещё какому объекту на странице. Задавайте вылеты при создании документа. Либо задавайте изначально дообрезной формат. 
Если в издании нет объектов на полосе, примыкающих вплотную к обрезному краю, — такую продукцию можно макетировать, задавая в соответствующей программе чистый (обрезной) размер. При этом надо учесть, что расстояние от значимых объектов макета (информация, изображения, номера телефонов и т.п.) до линии реза должно быть не менее 3 мм во избежание «зарезания». 
Для листовой продукции, буклетов, газет и открыток вылеты могут составлять по 2 мм со всех сторон. 
  
Для любой сброшюрованной продукции и для книг — по 5 мм с трех сторон (исключая, естественно, корешок). 
Для продукции, подразумевающей вырубку в качестве постпечатной операции — по 5 мм за пределы вырубного контура. 
Что произойдет, если вылеты не делать в тех случаях, когда это необходимо? 
Случится то, что вы рискуете получить продукцию, на части которой по самому краю будет идти тонкая, но заметная белая полоса (или выкрашенная в цвет соседнего макета на печатном листе). Это случается потому, что готовое издание (листовка, буклет) подрезается всегда в стопе. При этом сбить стопу бумаги абсолютно идеально — невозможно (и чем меньше плотность бумаги, тем сложнее этого добиться). В стопе неизбежно будут находиться листы, сдвинутые друг относительно друга в разных направлениях. И даже если такой сдвиг в сумме даёт итоговую погрешность в полмиллиметра — такая посторонняя линия по краю вашего издания всегда будет заметна. И знайте — это будет выглядеть крайне неэстетично. 
 

4. Шрифты 

Заповедь: Если вы создаете макет в программе верстки (например, Adobe InDesign), то такая программа без проблем способна внедрить шрифты, которые вы использовали в макете, в генерируемый итоговый eps- или pdf-файл (при условии задания правильных установок). Если вы создаете макет в программах векторной графики (CorelDraw, Adobe Illustrator) и передаёте его в типографию в цифровых форматах таких программ (*.cdr, *.ai, *.eps), то шрифты необходимо перевести в кривые, поскольку в этом случае корректно внедрять шрифты в файл такие программы не в состоянии. 
Может сложиться впечатление, что если вы создали макет, используя (к примеру) распространенную шрифтовую гарнитуру Times, то вправе рассчитывать, что уж она-то точно должна найтись в типографии, а значит ваш макет вполне корректно сможет открыться на компьютере препресс-специалиста. Ничего подобного. Различных версий-модификаций шрифта одного названия — великое множество и незначительные отличия в шрифтовых версиях способны внести искажения в вами задуманную верстку. Также нежелательным является использование системных шрифтов (Arial, Times New Roman, Tahoma, Verdana и т.п.). 

5. Цветовая модель 

Заповедь: Все элементы макета (изображения, текст, графика, логотипы и т.п.) должны быть в цветовой модели CMYK, поскольку печать может производиться только в этой цветовой модели. 
Полутоновые изображения в цветовой модели RGB — чрезвычайно распространенная ошибка, практически беда. Процесс конвертирования из цветовой модели RGB в цветовую модель CMYK называется цветоделением. Поскольку цветовое пространство RGB в некоторых зонах спектра (зеленый, синий и др.) шире, чем цветовое пространство CMYK — при переводе из одной модели в другую изменение цвета в этих спектральных зонах практически неизбежно. 

Следовательно после такого конвертирования, как правило, требуются усилия дизайнера по итоговой цветокоррекции и по приведению изображения к необходимым графическим параметрам. Именно поэтому техотдел типографии, как правило, предлагает заказчику исправить свои макеты с RGB-изображениями. И это не потому что наши препресс-специалисты ленивы, а потому что за цвет отвечает тот, кто макетирует. И это очень важно понимать. Бывает, что заказчик соглашается на то, чтобы перевод RGB-изображений в CMYK  в его макете был осуществлен силами наших специалистов. Но в этом случае надо понимать, что такой перевод будет сделан по некоему усредненному алгоритму, по неким усредненным установкам цветоделения и итоговую цветокоррекцию (которая во многих случаях бывает необходима) препресс-инженеры типографии делать не будут. У них на это просто времени нет при трафике в десятки макетов в день на 2-3 специалиста, ну и опять же по той причине, что за цвет отвечает тот, кто макетирует. 
Adobe Photoshop позволяет конвертировать из RGB в CMYK с разными установками цветоделения и эти «тонкие настройки» способны помочь решить специфические задачи. 
Если вы помимо CMYK-цветов выкрасите в макете какие-то объекты в цвета смесевых красок («Pantone»), то растровый процессор на фотовыводе сочтет, что вы действительно решили ввести дополнительные (5-е, 6-е, 7-е и т.д.) краски и вам для этого должны понадобиться соответствующие им формы (а значит вы должны понести дополнительные затраты). Никогда не используйте в макете цвета из палитры «Pantone», если вы не планируете в реальности печатать такими красками.
 

6. Превышение лимита красочного слоя

Заповедь: Контролируйте перевал по краскам! 
Для этого, прежде чем перевести изображение из RGB в CMYK, выберите в Photoshop'e меню Color Settings > Custom CMYK и в поле Total Ink Limit установите необходимый предел по количеству краски: для мелованной бумаги — 300%, для немелованной — 290%. Чем опасно превышение предельно допустимого количества краски на листе? Перетискиванием, переувлажнением и прочими неприятными моментами. Обратите внимание, что превышение предельного количества красок может случиться не только по вине неверных установок цветоделения. Если вы, к примеру, положите 100%-ную черную плашку оверпринтом на изображение или объект с цветовой рецептурой с60/м100/y100/к0, то итоговое суммарное покрытие будет равным 360%. Перевал по краскам в итоговых pdf-файлах легко проверить, открыв в Acrobat Professional: Advanced > Output Preview и далее используя в этом окне опцию Total Area Coverage.     
 

7. Разрешение полутоновых (битовых) изображений 

Заповедь: Для качественной печати разрешение полутоновых изображений должно лежать в пределах 250-300 dpi при масштабе 1:1. 
Если вам нужна повышенная детализация в изображении — можно использовать изображение с большим разрешением (например, до 400 dpi), но в иных случаях нет никакого смысла увлекаться такими повышенными разрешениями — ничего, кроме увеличения размера файла и увеличения времени фотовывода это не принесет. 
Низкое же разрешение полутоновых изображений стало настоящей проблемой с развитием Интернета: нередки случаи, когда в макетах используются картинки, бездумно взятые с различных сайтов. Надо понимать, что в мировой сети чаще всего используются изображения, которые веб-дизайнерами оптимизированы под разрешение монитора, что ниже необходимого «полиграфического» в 4 раза. То, что замечательно выглядит на вашем мониторе, может иметь совершенно неприглядный вид при выходе из печатной машины. Ниже — иллюстрация к сказанному. Вот в таком виде выйдут из печатной машины изображения с разным разрешением. 

8. Эффекты в программах векторной графики 

Заповедь: Никогда-никогда-никогда (мы бы написали ещё много раз, но хочется сэкономить место) не используйте спецэффекты, которыми богаты программы векторной графики (CorelDraw, Adobe Illustrator), а именно: сложные бленды, прозрачности, тени, растровые заливки, линзы и отчасти градиенты. 
А теперь важное уточнение. Все вышеперечисленное использовать можно, но при одном условии — если перевести область с этим эффектом в bitmap (не забыть про разрешение в 300 dpi). В случае с градиентами не помешает также через Photoshop добавить «шума» (фильтр «Noise») в пределах 1-2%. Во всяком случае описанный способ с гораздо большей вероятностью может привести вас к нужному результату, в отличие от использования подобных эффектов в чистом виде. 
 

9. Профили 

Заповедь: Все изображения, которые использованы в макете, должны быть сохранены без ICC-профиля, поскольку наличие такого встроенного профиля способно привести к искажению цвета. 
Речь идет не о том случае, когда вы используете профиль, полученный непосредственно из типографии, а о том, когда вы применяете какие-то «штатные» профили, предоставляемые различными программами обработки изображений. Если профиля конкретного печатного процесса у вас нет, то остерегайтесь подгружать любые другие профили. Если же у вас в макете использовано изображение с каким-то ICC-профилем, несоответствующим конкретному печатному процессу, то такое изображение необходимо пересохранить с помощью Photoshop'а и без отметки о его внедрении. 

10. Проверка своего макета на предмет ошибок 

Заповедь: Используйте штатные программные средства проверки. 
Практически все программы, используемые дизайнерами для создания макетов полиграфической продукции, имеют в своем арсенале средства проверки на наличие проблемных мест. В CorelDraw — это «Document Properties», в Adobe Illustrator — это «Document Info», в Adobe InDesign — это «Package». Если взять за правило проверять любой макет хотя бы подобными средствами — можно сэкономить гигабайты времени и тонны нервных клеток. Как своих так и чужих. 
 
Дизайнера, способного с завидным постоянством не допускать описанных выше ошибок, смело можно назвать технически грамотным и профессиональным.